Власов Стили В Искусстве Читать Онлайн

  • 18 Comments!
Власов Стили В Искусстве Читать Онлайн Average ratng: 7,8/10 4405votes

Страница 4Читать бесплатно книгу онлайн без регистрации. Читал лекции в Италии[1]. В 2003—2013 годах доцент кафедры истории русского искусства Санкт-Петербургского государственного университета[1][2]. Стили в искусстве: Словарь в 3-х тт.

2. Нередко Прочитав Предисловие Мы Утрачиваем Интерес К Самой Книге. 2 Типы тканых орнаментов Приступая к изучению тканых орнаментов, рассмотрим классификацию, составленную исследователем Е.Н. Клетновой, согласно которой узоры можно разделить на следующие типы: – круговые (ромб, квадрат, треугольник); – крюковые (свастика, скобы); – пальчатые (ромб с параллельными полосами по краям); – лопастные (различные вариации восьмиконечной звезды); – крестовые (различные вариации креста) 104 Там же. Круговые орнаменты являлись наиболее распространенными в ручном ткачестве, что можно объяснить сравнительной легкостью их технического исполнения.

В зависимости от размера орнамента выделялись «большие круги» и «малые круги». «Большие круги» могли быть составными, т.е. Включать в себя несколько ромбов или квадратов, расположенных один в другом. Они имели более или менее выраженную ступенчатую форму. По краям орнаментального мотива могли располагаться отростки «отметы» в наружную сторону, тогда «большие круги» назывались «гребенками» или в наружную и внутреннюю стороны – «двойные гребенки». Круговой узор, имевший от одного до четырех внешних отметов, расположенных так, чтобы угловые отметы соединялись между собой треугольным перекрытием, назывался «городки» (Илл.

Круговые узоры этого типа были характерны для искусства Византии и Древней Руси 105 КлетноваЕ.Н. Символика народных украс Смоленского края. Иванов отмечает наличие «городков» в орнаментальном искусстве айнов, обских угров, индейцев Бразилии 106 Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. Малые круги также могли иметь «отметы». В случае, когда ткали один «отмет» с каждой стороны «круга», узор назывался «круги о четырех лучах».

В том случае, когда у каждого угла располагалось по два «отмета», узор назывался «круги кучерявы». Помимо самостоятельного использования круговых узоров, их могли применять и для заполнения пространства фона между другими узорами. При этом орнамент мог «резаться» пополам, превращаясь в треугольник, так называемую «расковку» 107 Клетнова Е.Н. Отмечается, что «круговые узоры» широко применялись в текстиле, связанном со свадебной обрядностью 108 Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ («Ромб с крючками»), С. К крюковым орнаментам относились различные скобы, свастика, меандр.

Скобы представляли собой стилизованные конские головы и так называемый узор «гуськи» (Илл. Такие орнаменты часто применялись в закладном ткачестве. В результате соединения «круга» и скоб получался узор «лягушки» 109 Клетнова Е.Н. Подобные орнаментальные мотивы часто использовались в женской одежде, а также в украшении простыней и полотенец для обрядов, связанных со свадьбой и рождением детей. Маслова предполагала, что текстильный узор «лягушки», является «отзвуком древних представлений, сущность которых была забыта, но, возможно, сохранялось еще их значение благопожеланий» 110 Маслова Г.С.